Цитата: Elofrin
Там 5-7-4 должно быть, да.
Фу-х. Значит всё в порядке :)
Цитата: Elofrin
Выходит, конечно, что нюансов множество, потому я решил судить по классическим меркам.
Цитата: Elofrin
Опять же, для нас, неподготовленных, я решил взять все по строгой классической схеме.
Считаю принятое тобой решение совершенно верным.
Цитата: Elofrin
Многие любят вносить разнообразие, расширять рамки.
Почему бы и нет? Но для начала нужно освоить, впитать классику, а уже потом, на её основе, можно и расширять, и вносить, и экспериментировать. Такого же мнения придерживаются и авторы обеих статей, которые ты нам скинул.
Цитата: Elofrin
Не знаю, если честно - в правилах и на сторонних сайтах об этом направлении я прочел четкое наставление вставлять сезонное слово абсолютно всегда. Это свойственно классическим японским хайку (на оригинале особенно).
Что касается сезонных слов, здесь я тоже согласен с ведущим. Если мы взяли за образец классику, то конечно нужно придерживаться строгих правил.
Цитата: Elofrin
Любой намек, как льдина, желтый лист, первый бутон - все это уже сезонное слово.
И вот для меня это был некий препон: сезонное слово должно присутствовать, но оно не должно быть совсем уж банальным. Пришлось поломать голову, чтобы вывернуться из этой ситуации :)
Цитата: Elofrin
Потом видел, что русское хайку иногда пренебрегает им.
Русские поэты любят философствовать и терзаться, а японские созерцать и печалиться :) Так что неудивительно, что русское хайку отринуло природу-погоду, освободив таким образом место под рассуждения :)))
Цитата: Elofrin
Если посчитать ее за ударение (по сути. они похоже, но не так ярко выражены), то для хайку (видел в одной статье) близок хорей и дактиль.
Для меня это тёмный лес — силлабо-тоника, ямбы, хореи. Жуть
Цитата: Elofrin
По ритму и ударениям можно от еще здесь почитать, тоже интересно https://www.stihi.ru/2006/05/19-2426
Прочитал. Спасибо. Интересная статья. Особенно отметил для себя:
Цитата: Игорь Бурдонов
Перерабатывая эту форму, "втискиваясь" в "прокрустово ложе" формулы 5+7+5, вдруг обнаруживаешь, что получившаяся новая форма выражения лаконичнее, точнее, чем исходная. Вместо препятствия формула 5+7+5 становится как бы другой колеёй, направляющей сознание в новые, неизведанные области.
Полностью согласен. Хайку учит таких многословов как я, выражаться лаконично :) Опыт был очень интересным. Мне понравилось
Далее хочу сказать конкретно о своём.Цитата: Elofrin
Результат, конечно, может вас не устраивать, но, поймите меня правильно, такого рода судейство, я тоже провожу впервые)
Я без претензий, т. к. всё прекрасно понимаю, но почему хочу об этом поговорить — ответить на твои вопросы и таки донести смысл :)
Цитата: Elofrin
Я вижу эти образы… но что дальше? Почему это должно вселить в меня какие-то переживания? Первая работа внесла их – это трагедия, сразу видно…
Первый хайку — это обнажённая трагедия. Он наиболее отражает моё мировоззрение и понятен почти любому читателю (конечно, если он не маленький ребёнок). Я мог бы сделать все три в таком ключе, но отказался от этой идеи сознательно. Дело в том, что на мой взгляд, такие хайку слишком русские. Поясню. Хотя японские поэты тоже писали социальные и бытовые хайку, в которых о природе почти ничего не сказано, однако подавляющее большинство хотя бы того, что я прочитал — это некий симбиоз человека и природы. Как было сказано в одной статье о японской поэзии (сейчас не скажу, в какой именно), поэты искали в природе не вдохновения, а ответы на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия через созерцание. Мне захотелось проникнуться этим духом и написать что-то подобное: картинку, в которую можно зайти и пережить собственные эмоции; обдумать те мысли, которые не заявлены вот так открыто, как в первом стихе.
Как бы то ни было, ты это заценил и мне приятно:
Цитата: Elofrin
чувствуется нотка той самой японской атмосферы, которая так хорошо была показана в Мушиши - это приятно.
Цитата: Elofrin
Но сбивает с ног эта оголенность природы без какой-то утайки и доли тайны.
Попробуй войти в эту картинку, а не просто увидеть. Сядь в эту лодку, возьми весло и медленно, медленно греби средь тростника в вечерних сумерках … или даже ночью. Посмотри по сторонам - всё тихо и спокойно. На душе мирно, ты впадаешь в задумчивость или даже полностью выпадаешь из реальности - спишь наяву не замечая этого. И тут вдруг — выпь вскрикнула! Слышал, как она кричит? Сон моментально слетает, человек в лодке (ты, я или кто-то другой), он пугается, он пробуждается, он ошарашенно смотрит по сторонам, и к нему приходит осознание того, кто он и где находится. Спокойствие, забытьё и ВДРУГ пробуждение. А дальше можно поразмышлять в негативном или позитивном русле, но я имел в виду именно пробуждение от сна наяву.
Я не считаю, что ты был должен и обязан сам это всё развернуть. Скажу только, что мой брат (твой ровесник) не смог проделать этот путь самостоятельно. А мамка горько усмехнулась и сказала: «Ага... Спал, спал — проснулся». Кроме того, что одному близко, то другому чуждо. Но я хотел, чтобы ты смог зайти в эту картину, поэтому и расписал :)
Цитата: Elofrin
Просто я, как говорил вначале, весьма субъективно подошел к оценке - не вижу иного пути оценки хайку, ежели не путем того, что я вижу при его прочтении, как судья.
Именно так: хайку — это мост между читателем и автором. Либо его удалось перекинуть, либо нет. Поэтому ещё раз повторюсь, я без претензий к тебе и твоим оценкам.
Цитата: Elofrin
В третьем, например, можно отыскать некое сопоставление образов (седые горы, дым). Не мог понять, почему именно безусый? Ведь представить себе старца в горах куда образнее и реалистичнее для хайку – строится картинка осматривающего “поднебесную” старика, плавающего в мыслях о вечном. Слушающего горы.
Почему безусый? Тут всё просто. Одна из рекомендаций гласит:
3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
Ну так вот, этот стих — моё личное переживание (собственно, как и тот, с выпью). Когда я впервые познакомился с горами, мне было лет 15, и тогда же у меня зародилась мечта выкурить трубку на вершине горы (я уже курил тогда). В этом хайку я представил будто сделал это. Кроме того, если бы это был старик, то это стандартно и, как мне кажется, неинтересно. Здесь же есть противопоставление (безусый/седые). Это связь поколений; мудрость, которую молодой человек может узнать от стариков. Образ гор-наставников для тех, кто стремится к аскетической жизни. А старец уже одной ногой в «поднебесной» и сам, как горы :) А я писал о своих переживаниях :) И зима неслучайна, ведь это пора молчания. Этим я хочу сказать, что молодому полезно меньше говорить и больше слушать.
Насчёт приёмов. Я хотел завернуть что-то эдакое и создать три разных, с этой точки зрения, хайку. Хотя бы использовать приём общей строки, как это сделала
Лалуна, но увы, эта задача оказалась мне не по силам. Для меня самая большая сложность - это найти нужный образ, а тут ещё и описать его нужно в трёх строчках... Короче, даже приём общей строки оказался не по зубам. О других — вообще молчу.
А напоследок, хочу поделиться "хулиганскими" хайку японского Есенина -
Кобаяси Иссы.
Нежным вьюнком
Нос вытирает старуха,
Громко сморкаясь.
После ванны
К голому заду прилип
Листик аира.
Глянь-ка, монах
В поле справляет нужду,
Прикрываясь зонтом.
Кровельщик.
Зад ему обвевает
Весенний ветер.
Громко пукнув,
Лошадь подбросила кверху
Светлячка.
Круглится
Ямка от струйки мочи.
Снег у ворот.